Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым.

Авторизация
AA+
г. Рудный, ул. Сандригайло Н.Ф. строение 76
8-714-31-72131
Мы приняли ваш запрос и в скором времени обработаем его! К сожалению, мы не смогли отработать ваш запрос.
Задать вопрос

Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым.

КГКП «Ясли-сад №2» отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области»

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

Рудный қаласы білім бөлімінің «№ 2 бөбекжайы»

коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны

Государственный язык-мой язык

Қазақ тілі пәнінің оқытушысы: Кусебаева М. А.

Кенжегалиева З.Ж.

 

Родной язык – душа народа

Абай

Согласно Конституции Республики Казахстан – государственным языком является казахский язык. По словам президента Касым-Жомарта Токаева ,  « казахский язык –это государственный язык, который должен стать фактором единения и сплоченности казахстанского общества». Поэтому изучение языка следует начинать с дошкольного возраста. И наша  цель как преподавателей  казахского языка сегодня - это повышение интереса к изучению государственного языка, воспитания национального самосознания, стремления сохранять и развивать  свою национальную культуру, обычаи и традиции предков.

 Для этого мы ставим перед собой следующие задачи:

*Создавать необходимые условия для полного усвоения материала, результативности и продуктивности занятия, используя при этом применение современных технологий, эффективных методических приемов;

создание мотивации у ребенка дошкольного возраста к изучению казахского языка;

*Развитие положительного отношения к языку, истории и культуре казахского народа;

*Прививать элементарные навыки устной речи на казахском языке,

* Создавать условия для овладения первичной коммуникацией, формировать элементарные навыки общения.

 

Много сил нужно приложить, для того чтобы эти цели и задачи были выполнимы. Как это сделать на занятиях казахского языка? Какие новые формы ввести, чем заинтересовать детей?

Дети учатся через активные действия и практику. Поэтому организованная деятельность должна проводиться только в игровой форме - в виде путешествия, театрализованных представлений с использованием пальчиковых, настольных театров и так далее.

Возрастающая актуальность изучения государственного языка в дошкольной организации, а также необходимость создания учебно-методического комплекса, который бы позволял сделать процесс обучения наглядным, позволяющим нам выдвинуть гипотезу: чтобы повышать качество обучения казахского языка необходимо сделать процесс обучения  комбинированным, зрелищным. Учитывая, что основная задача преподавания казахского языка в детских садах с русским языком обучения формирование элементарных навыков, определенного словарного запаса, обеспечивающего коммуникативный аспект владения языком, мы считаем целесообразным подачу основного теоретического материала в виде игры.Такая установка позволяет, быстро и эффективно усвоить необходимую теоретическую базу. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой до последней минуты.

Для этого мы разработали учебно-методический комплекс «Тілге құрмет-елге құрмет».

Деятельность детей и виды работы на занятиях казахского языка разнообразны, а весь процесс обучения объединен общей целью: развивать способности ребенка общаться на казахском языке. Чтобы разнообразить каждое занятие необходимо искать и выбирать новые формы, методы и содержание работы.

Мы разработали основные положения, обеспечивающие более эффективное усвоение казахского языка.

Прежде всего необходимо обратить внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем они говорят.Дети не должны допускать ошибок в произношении,  сразу же надо поправлять ребенка и закреплять правильное произношение, но делать это незаметно и ненавязчиво. Это даст результат в будущем.

В организованной учебной деятельности  используем  яркий, красочный материал, различные атрибуты. Это все поможет ребенку сосредоточиться и быстрее сориентироваться, отвечая на вопросы или же играя в ту или иную игру

Учитель может широко использовать подвижные , полуподвижные и спокойные игры. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и для формирования умений и навыков устной речи.

Также применяются игры, с целью формирования навыков правильного произношения.(«Тіл туралы ертегі» - «Сказка о язычке»).

Такие  игры служат не столько для расширения лексическго запаса, сколько для тренировки  произношения казахских специфических звуков.

Проводя фонетическую игру, учитель предлагает детям прослушать, как звучат звуки в слогах, словах, в стихах, загадках проводит настройку артикуляционного аппарата на данный звук, следит за определенными движениями и положением органов  артикуляционного аппарата, необходимыми для произнесения правильного звука.  

Фонетическая тренировка детей систематически осуществляемая в форме игр, вызывает у детей большую заинтересованность, способствует быстрому овладению навыками произношения.

Исходя из психофизических особенностей детей данного возраста в середине занятия обязательно проводится физминутка.

Физминутки подбираем так, чтобы дети легко запоминали рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Разучивание рифмованного текста является также полезным фонетическим упражнением, так как в стишке ребенок особенно четко выговаривает слова. Поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. («Бала, бала, балақай», «Бас,бас...», «Көңілді күн» т.б.).

Известно, дети любят слушать сказки.  Мы  учим слушать и понимать сказки на казахском языке. Что касается казахских сказок, процесс этот занимает особое место в воспитании внимательного и заинтересованного слушателя, наполняет каждое занятие особым смыслом и превращает его в праздник живого слова. Дети любт слушать одну и ту же сказку: им радостно «узнавать» уже известное, они настраиваются на слушание; при этом и создается мотив аудирования. Опыт показывает: даже если учитель решает рассказать всего один раз, дети все равно просят повторить ее.(«Шалқан»,

«Қуыршақ», Алдар Көсе туралы ертегілер  және  т.б.).

Особая роль принадлежит театру в изучении казахского языка.Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер исскуства.Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок , когда  видит знакомых сказочных  героев в движении, когда они разговаривают с ними, поют, танцуют.Театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие на занятиях казахского языка, обогащает внутренний мир. («Наурыз-той», «Бауырсақ», «Отбасы», «Ормандағы балабақша» - «Лесной детский сад»).

В наше время компьютерные технологии активно включаются в образовательный процесс, в частности, в преподавании казахского языка. Созданные  электронные пособия, мультимедийные книги существенно улучшают усвоение языка и развивают некоторые виды речевой деятельности. Недавно в свет вышел новый учебно-методический комплекс «Алгоритмика мышонка» для педагогов дополнительного и дошкольного образования. Комплекс, учитывающий современные стандарты обучения с их тотальной роботизацией и компьютеризацией. Мы попробовали применить элементы учебно-методического комлекса в своей работе. «Алгоритмику мышонка» мы используем при изучении новых слов, для составления кратких предложений. Применяя алгоритм движения «мыши» при выполнении задания, например, найти нужный цвет при знакомстве с темой «Түстер», у них развивается мышление, логика, внимание, креативность.Также, «Алгоритмику мышонка» можно использовать при изучении темы «Жемістер-көкөністер» как для знакомства с новыми словами, так и для закрепления и составления небольшого рассказа « Помоги белочке сделать запасы на зиму». Дошкольники разбираются в простых механизмах, выполняя свои действия по схеме и по своему замыслу, способны программировать их. В дальнейшем у таких ребят постепенно исчезает языковой барьер, ведь другой язык изучается, как родной. После использования комплекса дети воспринимают лучше казахскую  речь, обогащают свой словарный запас, могут отвечать на вопросы.

И, конечно же, ни одно занятие казахского языка в игровой форме не обходится без обучающих видеороликов и презентаций. С детьми можно смотреть красочные ролики с песнями и стихотворениями, а также простенькие тематические истории на различные темы: в зоопарке, мое расписание, дни недели и месяцы и т.п.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития.

Важным средством формирования личности ребенка являются пословицы и поговорки. Пословица - прекрасное средство для развития речи ребенка.  Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы  несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер, это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения, «корни памяти», которые являются связующей нитью между поколениями.   Чем раньше ребенок почувствует свои корни «корни памяти», тем охотнее он в будущем будет обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.

Таким образом, мы должны превращать пословицы в наших верных помощников в речевом развитии, формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия,  дружеских отношений друг к другу и окружающей действительности.

С этой целью мы разработали проект «Корни национальной памяти» куда вошли пословицы о Родине, труде, дружбе,семье («Отансыз адам - ормансыз бұлбұл», «Ата –бәйтерек, бала- жапырақ» с использованием макетов және т.б.).

Разработали макеты для моделирования ситуации, отражающей смысловую нагрузку пословицы, раскрывающую содержание и фразеологические обороты пословицы.

Также, успешная реализация программы «Тілге құрмет-елге құрмет» предусматривает активное участие в нём воспитателей,

музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования, родителей. Для этого мы разработали разговорник «Тәй-тәй, балақай». Разговорник состоит из двух разделов.Первый построен на основе распорядка дня в дошкольном учреждении. Каждому режимному моменту посвящена небольшая тема, включающая словарь необходимых по этой теме слов, некоторые фразы, стереотипные диалоги, небольшие тематические тексты.Второй раздел включает программный лексический материал по темам, предназначенным для изучения казахского языка в детском саду.Мы постарались дать педагогам языковой минимум,необходимый для двустороннего общения с детьми.

Таким образом, легкая и интересная подача материала  в организованной учебной деятельности поможет детям быстрее и лучше запомнить информацию, они освоят язык, и это поможет им в будущем. а нам провести это время с удовольствием. Наш девиз- «Развлекаясь, обучаюсь». 

Казахский язык такой же, как и остальные, его можно освоить. Нужен лишь системный и современный подход в обучении.

Закончить статью хочется словами Абая Кунанбаева о любви к казахскому языку: «Әр елдің тілін, өнерін білген кісі онымен бірдейлік пікірлесе алады, аса арсыздана жалынбайды» - «Человек, освоивший язык и культуру другого народа, оказывается на одном с ним уровне, не будет унижаться перед ним».

Қолданылған әдебиеттер

1.Послание президента Республики Казахстан к народу Казахстана от 1 сентября 2021года «Единство народа и системные реформы- прочная основа процветания страны» 

  1. 2. Методические рекомендации по обучению казахскому языку детей дошкольного возраста, Нұр-Сұлтан, 2021.
  2. 3. Методически рекомендации по использованию сквозных тем для реализации содержания Типовой программы дошкольного воспитания и обучения, Астана, 2017.